Для чего нужно согласие пользователя сайта на обработку персональных данных

В эпоху цифровых технологий и стремительного роста интернет-услуг согласие пользователя сайта на обработку персональных данных для сайта стало неотъемлемой частью работы с информацией. Для этого, в первую очередь, разрабатывается политика конфиденциальности, с которой должен ознакомиться каждый посетитель веб-ресурса. В ней подробно расписывается, какие личные данные собирает Оператор (индивидуальный предприниматель или компания – владелец сайта), с какой целью, как он их будет использовать и защищать от несанкционированной утечки к третьим лицам, где хранить и т.д. После ознакомления с ней Пользователь дает согласие на это, в том числе и путем проставления галочки в соответствующей онлайн-форме. Ниже расскажем, для чего это нужно и чем грозит ее отсутствие.

Разберемся с основными понятиями

Персональные данные есть у каждого человека. Речь идет об информации, позволяющей идентифицировать личность, например:

  • имя и фамилия;
  • место проживания;
  • номер телефона;
  • адрес электронной почты и т.д.

Их, как правило, указывают пользователи сайта при создании личного кабинета, оформлении заказа, отправки заявки на звонок, осуществлении оплаты и т.д. Кроме того, к ним также относятся куки-файлы, предназначенные для отслеживания действий посетителей веб-ресурса, и данные, собираемые рекламными и аналитическими сервисами.

Согласно ФЗ №152 от 27.07.2006 года с изменениями и дополнениями выделяют общие, специальные и биометрические персональные данные, которые используют Операторы веб-ресурсов для обработки при разных видах цифровой активности, включая онлайн-торговлю. Целью Закона выступает защита прав и свобод человека в плане неприкосновенности личной жизни. Обязанностью Оператора выступает разъяснение последствий отказа от предоставления согласия, доведение до сведений пользователей целей и правового обоснования сбора персональных данных, а также организация их хранения, обновления, изменения и уничтожения строго в соответствии законодательными требованиями.

Законодательные нормы

Согласно требованиям Общего регламента по защите данных (GDPR) в Европейском Союзе и Федерального Закона о защите персональных данных в России, обработка персональных данных разрешена только с добровольного согласия пользователя. Это правило действует для компаний и индивидуальных предпринимателей, которые собирают и обрабатывают личные данные в ходе коммерческой и иной деятельности, к которым относятся, в том числе социальные сети, интернет-магазины, веб-ресурсы с личными кабинетами, сайты, использующие куки и т.д.

Для чего нужен сбор персональных данных на сайте?

Выше разобрались, каким веб-ресурсам обязательно нужно иметь форму согласия посетителей на обработку персональных данных, которые собираются с целью:

  • Юридической защиты. Наличие согласия служит юридической основой для обработки данных. В противном случае компания может столкнуться с штрафами и правовыми последствиями.
  • Прозрачности работы. Получение согласия позволяет пользователю быть осведомленным о том, как и для каких целей его данные будут использоваться, что способствует доверию к сервису.
  • Контроля для пользователей. Согласие дает пользователю право контролировать свои данные. Он может в любой момент отозвать согласие, если посчитает, что его данные используются ненадлежащим образом.
  • Этичного ведения бизнеса в Сети. Запрашивая согласие, компании демонстрируют свою приверженность к защите прав пользователей и соблюдению этических стандартов.

Согласие пользователя на обработку персональных данных – это не просто формальность, а важнейший аспект защиты прав человека в цифровом пространстве. Оно обеспечивает юридическую защиту и способствует развитию доверительных отношений между пользователями и компаниями.

Порядок получения согласия на сайте

Получение согласия на обработку персональных данных от посетителей сайта должно осуществляться в доступной форме. Вот несколько рекомендаций, как правильно это делать:

  • Ясность и простота. Информация о согласии должна быть изложена простым языком без юридического "жаргона".
  • Предоставление права выбора. Пользователь должен иметь возможность выбора, давая согласие на конкретные виды обработки данных.
  • Возможность отзыва согласия. Процесс отзыва согласия должен быть таким же простым, как и его предоставление.

Соблюдение норм и правил по получению согласия пользователей является обязательным для компании, стремящейся к этичному и правомерному ведению бизнеса в Интернете.

26.09.2025